ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОМФОРТА: 125-ЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ SIMPLY CLEVER

Принцип Simply Clever был сформулирован меньше двадцати лет назад, однако на деле примеры подобных решений можно найти в разных моделях ŠKODA на протяжении практически всей 125-летней истории марки.
Решения Simply Clever - это набор практичных лайфхаков, которые делают использование автомобилей ŠKODA более комфортным, функциональным и приятным. Например, место для зонта в специальном отделении под сиденьем, мини-контейнер для мусора в карманах дверей, скребок для льда за лючком топливного бака — таких полезных приспособлений в современном чешском авто больше трех десятков. А о том, какие необычные решения можно было найти в разных моделях ŠKODA в прошлом веке, читайте в нашей статье!

НАЙТИ ГОРЛОВИНУ

Спрятать заливную горловину топливного бака, которая никак не улучшает дизайн автомобиля, стилисты и инженеры старались всегда. Решения предлагались самые разные. Например, на советских «Москвичах» пробка таилась сзади, за номерным знаком, оснащенным откидным механизмом.
Совсем нетривиальное решение применила в шестидесятых годах ŠKODA на модели 1000 МВ и ее производной — 1000 MBX. Бензобак в автомобиле расположили спереди под багажником (мотор находился сзади), а горловину скрыли за элегантной эмблемой на правом переднем крыле.
Если не знаешь, что за эмблемой скрыт лючок бензобака, никогда не догадаешься
На современных ŠKODA горловина прячется под аккуратным лючком, с внутренней стороны которого находится скребок для льда.

МОБИЛЬНАЯ ПЕСОЧНИЦА

Для ŠKODA 256, которую выпускали в 1939–1947 годах в разных видах — от грузовиков до автобусов, предлагали необычное решение, облегчающее жизнь водителей. Сзади слева мог быть установлен ящик с запасом песка — на тот случай, если автомобиль забуксует, например, на льду. Похожие песочницы, кстати, используются на железнодорожном транспорте и в трамваях, только в них песок по трубке попадает прямо на рельсы.
Сегодняшним автомобилям ŠKODA запас песка уже не нужен. Почти все машины оснащаются системой поддержания курсовой устойчивости, включающей электронную блокировку дифференциала. Если одно колесо попало на лед и начало беспомощно буксовать, система притормозит его, чтобы крутящий момент передавался на колесо, имеющее лучшее сцепление с дорогой.
Вместе с песочницей в комплекте шла и лопата

МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ

Смазка узлов шасси — одна из самых неприятных, трудоемких и грязных операций по обслуживанию машин — докучала ремонтникам и автовладельцам десятилетиями, до семидесятых годов, когда в подвесках стали активно применяться резинометаллические соединения, не требовавшие внимания каждые несколько сот километров пробега. Но еще в тридцатых существовало хитроумное решение, превращавшее нудную процедуру лазания под автомобилем со шприцом в руках в детскую забаву.
Для того чтобы подать смазку сразу в несколько точек шасси, надо было всего лишь несколько раз нажать на специальную педаль под ногой водителя. Система была запущена в серию на модели ŠKODA SUPERB еще до войны.
Распределительный «паук» системы, сфотографированный под капотом ŠKODA 935 — невероятно красивого и смелого концепта середины тридцатых

ПОЛЕЗНОЕ КРЮЧКОТВОРСТВО

Крючки для одежды в салоне автомобиля сегодня совершенно привычное явление, а когда-то были прогрессивной опцией. Хотя бы потому, что перед тем, как у водителя и пассажира появится желание сбросить лишнюю верхнюю одежду, они должны почувствовать, что в салоне тепло, а для этого сперва необходимо наладить систему отопления.
На моделях ŠKODA крючки появились еще в тридцатых — тогда такой роскошью могли похвастаться далеко не все автомобили. C дорогой и престижной модели SUPERB они перекочевали на более демократичные RAPID и POPULAR. Причем крючки для одежды делали двойными, а позднее из соображений удобства и безопасности еще и поворачивающимися. Кстати, сегодня в автомобилях ŠKODA можно найти не только крючки для одежды в салоне, но и крючки с петлями для фиксации груза и крепления эластичных сеток в багажнике.
Вот такие двойные крючки появились в салонах ŠKODA еще в тридцатых годах прошлого века

ПИКАП ПО ЗАКАЗУ

Автомобиль Laurin & Klement ŠKODA 110 выпуска двадцатых годов прошлого века мог по желанию владельца превращаться из фаэтона в пикап и наоборот. Заднюю часть четырехместного открытого кузова — фаэтона, несложно было снять с лестничной рамы, чтобы на это место поставить грузовой короб размером 175 х 158 см. В течение недели глава семейства мог заниматься бизнесом на своем легком грузовике, а на выходные превращал его в обычный четырехместный автомобиль.
Интересная историческая ремарка. Машина неспроста имеет двойное название. Модель стала в каком-то смысле переходной. В середине двадцатых годов компания Laurin & Klement из чешского города Млада-Болеслав присоединилась к машиностроительному объединению ŠKODA из чешского города Пльзень, и 110-я серия в своем полном названии зафиксировала этот процесс.
Современные автомобили ŠKODA легко трансформируются, чтобы было проще транспортировать негабаритный груз. Для этого предусмотрен механизм складывания спинок задних сидений.
Такой пикап — для него еще предлагался тканевый верх, имел грузоподъемность 500 кг

ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ

Обустройство вентиляции салона автомобиля без мощных встроенных вентиляторов, не говоря уж о кондиционерах, в прежние времена было совсем не простой для конструкторов задачей. Одно из решений применили на ŠKODA 422 еще в начале тридцатых годов. Открутив элегантный барашек, водитель мог отодвинуть нижнюю часть ветрового стекла, обеспечив поток свежего воздуха в салон.
В ŠKODA 422 водитель запросто мог убрать часть лобового стекла
А еще на довоенных и послевоенных ŠKODA на передних крыльях устанавливались заслонки, при помощи которых «забортный» воздух попадал в салон на уровне коленей водителя и переднего пассажира. Сегодня покупателям ŠKODA предлагаются не только системы кондиционирования и климат-контроля — в том числе и трехзонного, но и функция дополнительной очистки воздуха от аллергенов.
Модель TUDOR CABRIO выпуска 1948 года: воздух в салон попадал через специальные заслонки на корпусе авто

КОЗЫРЬКИ КАК ЗАМЕНА ОЧКАМ

Солнцезащитные козырьки не только отсекают лучи, но и ограничивают обзор. Компромиссное решение предлагала ŠKODA в пятидесятых годах на машинах 1200-й серии. Козырьки были сделаны из темно-синего оргстекла — по сути, они выполняли роль затемненных очков, входящих в стандартную комплектацию автомобиля.
Сегодня, когда у каждого есть солнечные очки, подобные фильтры уже не нужны. Тем более, что практически в любой ŠKODA вы найдете удобный очечник прямо над ветровым стеклом. Но место для необычных опций все равно есть и сейчас. Для флагманов модельного ряда, седана SUPERB и универсала SUPERB COMBI, предлагается ветровое стекло с дополнительным прозрачным слоем. В холодное время года он обеспечивает эффективный электрический обогрев — ледяная корка подтаивает и отваливается за считанные минуты, летом пленка дополнительно защищает салон от нагрева, задерживая тепло от солнечных лучей.

С ЦЕПЯМИ И ЛЫЖАМИ

В тридцатых компания ŠKODA, поставлявшая к тому времени свою продукцию в полсотни стран мира, решила разработать комплект, который позволял бы использовать ее машины в крайне тяжелых зимних условиях, например в горах. Такие автомобили были нужны почтальонам, полицейским да и простым жителям удаленных районов.
Лучше всего для переделки подходила простая модель POPULAR, хотя пробовали и более престижный RAPID. Для удешевления конструкции в приводе задних колес у ŠKODA POPULAR отсутствовал дифференциал. На сухом асфальте это, конечно, не улучшало управляемость, зато на скользких поверхностях было благом: ведущие колеса все время крутились с одной скоростью, как на внедорожнике с задействованной механической блокировкой дифференциала.
Но главное заключалось в том, что на задние колеса надевались цепи, а на передние — лыжи. Испытания показали, что оптимальная колея лыж должна быть на пару сантиметров уже, чем у колес, на которые они устанавливались.
Лыжи были сделаны из металла, а часть, контактирующая со снегом, — из вощеного ясеня: этот материал скользил лучше остальных

СТЕНКА? ДИВАН

Пожалуй, не знающее аналогов в автомобильной истории решение предложила в середине девяностых годов ŠKODA на модели FELICIA FUN, пикапе с двухместной кабиной. Впрочем, почему двухместной? Задняя стенка кабины откидывалась, превращаясь в полноценное сиденье, с парой подголовников и ремней безопасности.
Кроме этого, для FELICIA FUN предлагались пластиковые крыши-хардтопы для задней части кузова. При установленном колпаке машина становилась двухместным фургоном или, при разложенном втором ряде сидений, полноценным высоким универсалом.
Вполне утилитарный пикап при желании становился прогулочным четырехместным ландо — пассажиры, сидящие сзади, могли ехать, наслаждаясь встречным ветерком

ПО ПРИНЦИПУ МАТРЕШКИ

Канистра с запасом топлива в эпоху, когда бензоколонки на дорогах встречались куда реже, чем сейчас, лежала в багажнике почти каждого автовладельца, чьи маршруты не ограничивались поездками на работу и обратно. Правда, все, кто имел дело с канистрами в реальной жизни, знают о том, что эта полезная емкость мешает грузить остальные вещи, а если лежит одна, «бегает» по багажнику во время движения машины. Остроумное решение применили на ŠKODA OCTAVIA первого исторического поколения, представленной в конце пятидесятых годов.
Оригинальная канистра вставлялась в середину запасного колеса, что обеспечивало ее надежную фиксацию, не отнимая места в багажнике. Запаса топлива 6 л экономичному автомобилю с 45-сильным двигателем хватало на 70–80 км пути.
Современная ŠKODA OCTAVIA 1.4 TSI имеет мотор втрое большей мощности, чем ее «прабабушка», — 150 л.с., а на 6 л топлива может проехать по трассе более 120 км. Если же автомобиль оснащен информационно-развлекательной системой Columbus, то как только уровень бензина в баке опустится до резервной отметки, навигатор предложит заехать на заправку и покажет ближайшие АЗС на ваш выбор.
А еще такой способ упаковки позволяет надежно фиксировать канистру, чтобы пустая емкость не каталась по багажнику

ЧАСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Шторки на заднем стекле автомобиля, в частности даже на относительно демократичной модели ŠKODA RAPID середины тридцатых, — примета некоего особенного шика. Они не только и не столько защищали от солнца, сколько создавали в салоне приватную обстановку.
Сегодня для некоторых моделей ŠKODA предлагаются шторки как на заднее стекло (они прячутся в багажной полке), так и на окна задних дверей (извлекаются из обшивки). Шторки имеют двойное назначение: в движении защищают людей от ярких лучей, а на парковке охраняют вещи, лежащие на заднем сиденье.
Уютный аксессуар защищал пассажиров от яркого солнечного света и создавал приватную обстановку в салоне

ЗИМНЯЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ

Кабриолеты с быстросъемной мягкой крышей хороши летом. Но зимой тканевый тент не лучшее укрытие, да и постоянное воздействие снега со льдом ему не на пользу. В шестидесятых для кабриолета ŠKODA FELICIA предлагали в качестве дополнения легкую жесткую крышу, хардтоп.
Открытые машины ŠKODA в наши дни не выпускает, зато у вас есть возможность заказать OCTAVIA или RAPID с черной крышей, отличной по цвету от остального кузова. Красная, синяя или бежевая машина с черным верхом смотрится не менее интригующе, чем кабриолет, накрытый хардтопом.
В теплый сезон хардтоп оставляли в гараже, а на зиму устанавливали на автомобиль

ЗАПАСКА НА ОТДЕЛЬНОМ ЭТАЖЕ

В первой половине XX века запасные колеса прикрепляли к бортам автомобилей. Со временем конструкторы переместили их в багажник: так и в целом аккуратнее, и логичнее с точки зрения аэродинамики. Но возник другой вопрос — как изолировать запаску от остальных вещей. Когда она новая, еще ничего. A если на место чистой запаски надо положить пробитое грязное колесо?
На некоторых автомобилях на запаску, лежащую в багажнике, надевали плотный чехол из ткани или кожзама. ŠKODA применяла более сложные, но эффективные решения. На одних машинах багажник делали двухэтажным (как на довоенном POPULAR или послевоенных моделях TUDOR и 1201), на других вообще клали колесо в отдельную нишу под багажником с отдельным «входом» (как на ŠKODA 1000 MB, багажник тут спереди). Так, кстати, и доставать запаску удобнее: не требуется выгружать остальные вещи из багажника.
Сегодня, когда все больше производителей отказываются от запасных колес, ŠKODA не спешит с ними расставаться. Почти во всех автомобилях, представленных на российском рынке, вы найдете в подполье запасное колесо.
Обособленная ниша для запасного колеса была на советских универсалах «Волга» ГА3-24-02, но еще раньше такое решение применили на универсале ŠKODA 1202
Источники: ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives и ŠKODA Magazine (Россия)